Авиация

На крыльях мечты

Человечество, сколько себя помнит, всегда мечтало подняться в небо. Еще до колумбовских открытий и изобретения первого парового двигателя, мифический Икар смог вознестить, подобно богам, к солнцу. Сегодня крылатыми машинами не удивишь никого, но мечта о собственном летающем автомобиле, припаркованном на лужайке у дома, так и остается лишь красивой картинкой из сборника научно-фантастических историй.

Пятигорчанин Александр Бегак, сродни первопроходцам, не оглядывается назад и не привык зависеть от чужого мнения. В его копилке более тридцати реально существующих прототипов летательных аппаратов и множество попыток поднять крылатые машины в небо. Полгода назад на своем канале в YouTube изобретатель вместе с командой единомышленников начал проект «Дневники авиатора», практически в ежедневном режиме рассказывая о создании удивительной машины, которая может перемещаться как по земле, так и по воздуху и воде. Итогом такого челленджа стал представленный общественности проект одноместного самолета-трансформера, названного BEGALET EVO.MAKS-15. Аппарат способен превращаться за несколько минут по желанию владельца в городской электромобиль, паралет, глиссер или аэросани. Свое изобретение пятигорский инноватор посвятил юбилейному XV Fвиакосмическому салону МАКС-2021 в подмосковном Жуковском, куда и отправился вместе с новым «Бегалетом» и другими разработками.

От «Дельфиина» до науки

— Сколько себя помню, всегда мечтал о небе и авиации, — рассказывает Александр. — Свою первую ракету я построил в шесть лет, вычитав в журнале «Юный техник» как изготовить порох. Но тот запуск был неудачный — ракета разнесла мне всю комнату. Я понял, что в помещении проводить испытания нельзя. К тринадцати годам я уже посещал авиамодельный кружок и даже совершил несколько прыжков с парашютом благодаря своей сестре — мастеру по парашютному спорту. Первый свой самолет я собрал в это же время и назвал его «Дельфин». В ход пошли лавсан, рейки, фанера и сиденье от трамвая. Моя мама серьезно занималась мотоспортом, была двукратным чемпионом СССР по мотокроссу, и в гараже я нашел мотор от мотоцикла «Чизета», лопасти пропеллера сделал сам. Получилось прикольно, но во время взлета мой самолет рассыпался, и я уже тормозил по кукурузному полю на «пятой точке». Тогда и решил для себя следующее — надо обязательно учиться, так как человек, строящий самолеты и ракеты, должен уметь и летать, и прыгать с парашютом, и знать науку, чтобы получалось все качественно. Моей целью стало попасть в отряд космонавтов. Жаль, мечта не исполнилась, но зато я совершил несколько парашютных прыжков на Северный и Южный полюса, на вершину Эльбруса, работал парашютистом-испытателем и каскадером, исполнял сложные трюки, которые сам и придумывал. Например, прыжок с крыла самолета на высоте 80 метров, за 11 секунд до касания с землей.

В настоящий момент в «копилке» у Александра Бегака порядка двух тысяч прыжков и 35 летательных аппаратов. А еще желание сделать настоящий народный самолет, чтобы им можно было пользоваться каждый день. Новатор даже готов поступиться авторскими правами, тем более, говорит, его идеи уже заимствовали во Франции и США. Вдохновение изобретатель черпает у природы, наблюдая за полетом птиц и мечтая о том, как будет развиваться техника в ближайшем будущем. Затем к работе подключается научная база, серьезные расчеты и математические модели.

Эволюция мысли

— Я еще со школы был не таким как все. Мне было скучно на уроках. Последние два года учебы закончил экстерном, а домашнее задание успевал сделать на переменах, — продолжает Александр. — Наука и знания — мои главные аргументы в споре с теми, кто пытается усомниться в правильности выбранного мною направления. За последний год, а он был сложным, мне удалось показать всем, как обычный человек, без финансирования и серьезной поддержки, вооружившись лишь знаниями и мечтами, может собрать вокруг себя команду единомышленников и достичь успеха в рамках создания техники именно для людей. Именно поэтому новая модель «Бегалета» изначально создавалась недорогой и удобной в ежедневном использовании. Не как самолет, а как трансформирующийся транспорт, который можно использовать для езды по городу, как небольшой электромобиль. Запас хода — порядка 100 километров. Но если вам надо слетать куда-нибудь недалеко или поучиться управлять летательным аппаратом, вы прицепляете мягкое парапланерное крыло и наслаждаетесь полетом с небольшой безопасной скоростью. А когда вам захочется больше возможностей и скоростей, тогда в ход пойдет разработанное мною жесткое крыло самолетного типа. Оно устанавливается буквально за полчаса и превращает электромобиль в настоящий самолет. Это и есть BEGALET EVO.MAKS-15. И он был представлен потенциальным инвесторам на МАКСе в Подмосковье этим летом. Я даже по площадкам экспозиции передвигался исключительно на своем изобретении. Оно — воплощение идеи о свободе перемещения в пространстве, и это очень нравится людям. Результатом поездки на МАКС-2021 стали множество переговоров и надежда на то, что мои разработки ждет массовый выпуск в скором будущем.

Будущее рядом

Авиаконструктор считает, что для развития сверхлегкой авиации в стране сейчас не хватает правильных и нужных законов, которые позволят развиваться и эксплуатировать подобные летательные аппараты. В настоящий момент мало обладать личным самолетом или беспилотником. Чтобы подняться в воздух или выполнить какие-то работы нужно пройти бесконечную череду согласований, получить разрешения и заплатить весомую сумму. В Европе или США сверхмалая авиация давно приносит огромный доход в бюджет. У нас же приходится долго получать летное свидетельство, если это единичный экземпляр воздушного судна, которое действует всего год, а потом все опять оформлять с начала. Впрочем, ситуация может сдвинуться в положительную сторону — в Госдуме продолжается обсуждение «смягчения» законов и выдачи разрешений на полеты сверхлегких летательных аппаратов по упрощенной схеме.

— Не случайно и нашу разработку мы сделали в такой весовой категории, чтобы обойти процедуру регистрации и оформления воздушного судна, — отмечает Александр Бегак. — Законодательные акты нужно приводить к логической цепочке, дабы разрешить полеты, это в свою очередь даст толчок к созданию в России глобальной инфраструктуры для сверхлегкой авиации. У нас осталось мало частных или спортивных аэродромов, и они не развиваются именно по той причине, что существуют большие ограничения на полеты легкой и сверхлегкой авиации. Индивидуальные транспортные средства обязательно должны развиваться — это безопасность и мобильность. Вернувшись из Жуковского, я приступил к воплощению еще одной революционной идеи — созданию аэромобиля с вертикальным взлетом PCJ BEGAERO. Первоочередные проблемы, которые предстоит решить, — это безопасность и возможность безаэродромного базирования. Такие аппараты должны уметь взлетать с любой лужайки, тогда они «на ура» войдут в нашу обыденную жизнь, как, например, смартфоны. Прогнозирую, что произойдет это в ближайшие пятнадцать лет. А настоящими героями и гордостью нации я считаю тех людей, которые создают будущее уже сейчас. Таким был и остается для меня Сергей Павлович Королев. Он сделал гигантский вклад в развитие космонавтики, вывел советскую космическую отрасль на передовые мировые позиции. Плодами его труда мы пользуемся до сих пор.

Беседовал Дмитрий Чернышев

Фото из личного архива Александра Бегака

Автор фото: Ольга Чумаченко
Автор фото: Ольга Чумаченко
Автор фото: Ольга Чумаченко
Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button