Культура и искусство

В Русском музее Санкт-Петербурга открылась выставка к 150-летию со дня рождения Игоря Грабаря

Экспозицию можно будет посмотреть в Корпусе Бенуа до 20 сентября.

22 июля в Корпусе Бенуа при поддержке банка ВТБ открылась выставка «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения». На выставке представлено свыше 100 произведений живописи 1880-х–1950-х годов из коллекции Русского музея, Третьяковской галереи, других музеев России и частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга, а также архивные материалы.

Проживший долгую и плодотворную жизнь Игорь Грабарь на протяжении нескольких десятилетий был связующим звеном между разными поколениями художников. На протяжении более 70 лет художник писал картины и работал над исследованиями по истории национального искусства, был художественным критиком, в молодости удачно пробовал себя в книжной иллюстрации, плакате и архитектуре.

Юбилейная ретроспектива Игоря Грабаря в Корпусе Бенуа позволяет увидеть все грани выдающегося художественного дарования мастера.                                        

Выставку, построенную по хронологическому принципу, открывает зал, в котором представлены произведения 1880-х – 1900-х.

Импрессионистические пейзажи Грабаря тех лет, с которыми зрители познакомятся на экспозиции, имели успех на выставках общества «Мир искусства» в Москве и Петербурге. Среди них один из шедевров мастера – «Сентябрьский снег» (ГТГ) – с популярным в живописи и литературе тех дней мотивом старой дворянской усадьбы. Весной 1904-го был создан первый и один из самых известных натюрмортов Грабаря, представленных на    выставке – «Цветы и фрукты на рояле» (ГРМ). Также зрители увидят «Дельфиниум» (1908, ГРМ), сочетающий жанры натюрморта и пейзажа и отмеченный живой игрой света и теней.

Продолжает экспозицию зал, где показаны произведения конца 1900-х – 1910-х.

На выставке можно увидеть групповой портрет «Васильки» (1915, частное собрание, Москва), серию натюрмортов «Груши на синей скатерти» (1915, ГРМ), а кроме того, одноименные пейзажи «Рябинка» (оба – 1915, частное собрание, Москва и ГТГ).

Следующий раздел экспозиции посвящен произведениям, созданным в 1920-х годах.

В это время Грабарь отказался от метода импрессионизма. Интерес к сменяющимся эффектам уступил место пристрастию к красоте постоянных состояний натуры. Пейзаж занял ведущее место в творчестве мастера, и по-прежнему объектом внимания Грабаря была сельская природа Подмосковья («Разгар осени», 1921, частное собрание, Москва).

Продолжает выставку зал, в котором зрители увидят произведения 1930-х годов.

Как и прежде, в эти годы художник творил в пейзаже и натюрморте, но первое место занял портрет. Особенно интенсивным был для Грабаря 1935-й, отмеченный созданием портретов сына, арфистки Веры Дуловой, искусствоведа Анатолия Бакушинского, летчика Михаила Водопьянова (все – ГТГ).

В пейзаже внимание Грабаря было сосредоточено на «будничных» состояниях природы, которые он претворял в поэтические образы («Старый сарай в морозный день», 1933, ГТГ). Конец 1930-х отмечен созданием шедевров национальной пейзажной живописи – полотен «Март» (1939, ГРМ) и «Березовая аллея» (1940, ГТГ), вошедших в состав выставки.

Далее посетители увидят произведения, созданные в 1940-х годах.

В конце1930-х годов в пейзажи Грабаря вернулись мотивы и художественные приемы начала 1900-х – светлая палитра и голубая тональность. Художник стал использовать свой любимый прием, к которому до этого обращался в 1900-х годах – мотив инея: на выставке его можно увидеть в таких полотнах мастера, как «Роскошный иней» (1941, ГРМ) и «Иней. Палевое небо» (1941, ЧГХМ). Эти работы отличаются от других свежестью живописи, красотой и силой колорита.

Посетители увидят одно из значительных произведений, написанных Грабарем в дни Великой Отечественной войны – «Портрет композитора Сергея Прокофьева за работой над оперой «Война и мир» (1941, ГТГ), а также портреты послевоенных лет, среди которых – серия изображений ученых – Бориса Грекова (1945), Вячеслава Волгина и Евгения Тарле (1946, все – ГТГ).

Завершают экспозицию произведения 1950-х годов.

В эти годы художник по-прежнему работал во всех любимых им жанрах. Будто впервые он писал солнечный зимний день, синеву неба, березы на фоне молодых елей, тени на снегу («Зимний пейзаж» (1954, ГТГ). Полны ощущения радости жизни виды окрестностей дома в Абрамцеве («На даче», 1954, ГТГ).

Источник и фото: пресс-служба Государственного Русского музея (ГРМ) Санкт-Петербурга

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button