Духовные ценности

О добродетелях: покаяние

Разговор о христианских добродетелях хочется продолжить размышлением о смысле и значении покаяния в жизни человека. Покаяние – это состояние, к которому постоянно призывает нас Господь в Евангелии, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Само слово покаяние или по-гречески метанойя (μετάνοια) обозначает изменение образа мыслей.

Покаяние является неотъемлемой составляющей жизни христианина, ведь возрастать в добре можно бесконечно, поэтому всегда есть что-то, что мы можем в себе исправить. Но, безусловно, важно понимать различие между грехами смертными — которые порождают смерть духовную и лишают нас возможности жизни со Христом – и грехами, в которых мы должны исправляться, но которые не ведут к погибели души. По традиционной классификации, принятой в Православной Церкви к смертным грехам, относятся: гордость, зависть, чревоугодие, блуд, гнев, алчность, уныние. Обычно человек, живя вне церковной ограды, впадает в те или иные смертные грехи, поэтому, если он приходит к Богу, то резко меняет свой образ жизни и мышление, т.е. происходит покаяние, которое примиряет его с Творцом, какими бы тяжкими не были содеянные им ранее проступки.

Первая ступенька на пути к покаянию – это смирение. Смиренный способен признать свое несовершенство и преклониться перед Всемогуществом Бога, признав Его авторитет и доверившись Ему. Это состояние описывает первая евангельская заповедь блаженства: «Блаженны нищие духом, яко таковых есть Царство Небесное». Нищета духовная – это и есть смирение, достигнув которого, человек может осознать свои грехи и покаяться в них, поэтому вторая заповедь, открывающая нам путь вечной жизни: «Блаженны плачущие, яко тии утешатся». Слезы, о которых идет речь, — это именно слезы покаяния, которые приносят радость от ощущения примирения с Творцом.

Удивительным образцом того, как христианин должен проявлять покаяние, является великий российский святой – Тихон Задонский. У него было сложное и бедное детство, и, как результат, он получил расшатанные нервы. Поэтому, став настоятелем монастыря, он часто гневался и срывался на монахов, но каждый раз, успокоившись, со слезами на глазах просил прощения за свою несдержанность у людей, которые были намного ниже его по своему положению.

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button