Культура и искусство

«Икару» маска не помеха

Национальная анимационная премия «Икар» была учреждена в 2014 году как профессиональный кинематографический приз за достижения в области анимационного кино. Награда вручается ежегодно, ее обладателями становятся создатели лучших отечественных мультфильмов, а судьбу наград в более чем десяти номинациях определяет многочисленный и беспристрастный экспертный совет. Журнал «Гордость нации» побывал на церемонии отечественного мульт-«Оскара».

В нынешнем году традиционная для проведения «Икара» дата, 8 апреля — День российской анимации, была перенесена почти на полгода вперед, на 7 сентября. Виной всему стали COVID-19 и пресловутый режим самоизоляции. Впрочем, организаторы премии решили не церемониться с коронавирусом и сделали карантинную тему лейтмотивом шестой по счету церемонии.

Сцена кинозала Инженерного корпуса Третьяковки превратилась в медицинский кабинет, бессменный ведущий и художественный руководитель «Икара» Сергей Капков предстал в образе главврача, а помогала ему «наводить порядок» в отделении медсестра, актриса Юлия Сулес.

Фото: Дмитрий Чернышёв

Вручения «Икаров» всегда отличала неформальная, практически домашняя обстановка. В этом же году, благодаря пусть уже и набившей оскомину теме с «короной», трехчасовое действо было окутано легким флером знаменитой «палаты № 6». Мультипликаторы в очередной раз доказали, что они — люди хотя и весьма профессиональные, но крайне веселые и ироничные, умеющие обратить в шутку даже неприятную эпидемиологическую ситуацию.

— Сегодняшняя раздача призов — отличный повод устроить праздник всем, кто трудится в анимации, создать им хорошее настроение, сплотить коллег. Это моя мечта — передружить между собой всех, причастных к мультипликации, — отметил худрук «Икара» Сергей Капков. — Пусть это будет похоже на знаменитый «Фильм, фильм, фильм»: все разные, кажется, что вокруг стоит бедлам и каждый валяет дурака, но на самом деле — все жить не могут без кино.

«Врачебной» концепции следовали не только анимационные ролики, предваряющие каждую номинацию, но и известные гости, поднимающиеся на сцену для вручения крылатых статуэток. Все они, от известного карикатуриста Андрея Бильжо до легендарного Гарри Бардина, так или иначе причастны к медицине.

Но одна из главных «фишек» премии остается неизменной из года в год. Имена победителей в двух номинациях всегда известны заранее. В этом году звание лучшего продюсера присудили Артему Васильеву. А вот приз за вклад в российскую анимацию «Мастер» вручили сразу двум патриархам мультипликации, тем, кто без преувеличения является гордостью нации — режиссеру Леониду Носыреву, создателю бессмертного «Антошки», и Народному художнику Российской Федерации Леониду Шварцману, подарившему зрителям «Чебурашку», «Варежку», «Снежную королеву» и другие шедевры. Кстати, Леонид Аронович накануне церемонии отметил 100-летний юбилей. Зал стоя приветствовал мэтров, громкими аплодисментами и криками «браво» отмечая их невероятный вклад не только в кино, но и в культурное наследие страны в целом.

Сенсацией же церемонии стала первая номинация с запечатанным конвертом. Композитором года признали семнадцатилетнего Марка Скворцова, сочинившего музыку для короткого мультфильма с необычной рисовкой про дружбу уточки и кенгуру. Юноша признался, что безмерно счастлив получить такую высокую награду, хотя даже не предполагал, что его саундтрек станет лучшим.

— Скажу честно, что меньше всего думал о наградах и победах, просто наслаждался творчеством, — поделился с нами Марк. — И меньше всего оглядывался на свой возраст и солидный бэкграунд советской и российской анимации. Всегда нужно идти вперед и пытаться сделать что-то по-настоящему крутое. Шедевральные мультфильмы были в прошлом, они есть и сегодня. Номинанты «Икара» тому подтверждение. Например, считаю, что мультфильмы про Смешариков — это просто гениально, а образцами профессионального таланта и национальной гордости для меня служат имена Юрия Норштейна и Александра Татарского.

Тем временем «Икары» обретали новых владельцев. Лучшим аниматором была названа Дарья Кащеева и ее пронзительнопроникновенная «Дочь», победителями в номинации «Художник» стали Варвара Яковлева и «Анна, кошки-мышки».

Сразу двух «Икаров» за лучший сценарий и эпизод получил мультсериал про приключения Пети и Волка. Дуэт актрис Лилианы Малкиной и Татьяны Пилецкой заслуженно отметили в роли бабушек в ленте «Привет, бабульник!» А полнометражный «Иван-царевич и Серый волк–4» обошел соперников в кассовых сборах и номинации «Фильм в прокате».

Главный приз за лучшую режиссерскую работу достался Константину Бронзиту и его мультфильму «Он не может жить без космоса». Короткометражка, герои которой не произносят ни одного слова, сумела за несколько минут рассказать непростую историю человеческих взаимоотношений, расположив к себе сердца многочисленного жюри.

— Спасибо за замечательный праздник, это прекрасно! — в первую очередь обратился к организаторам премии Константин Бронзит. — Мне кажется, что делать мультфильмы гораздо легче, чем всю эту гигантскую работу, особенно в нынешнее время. Пусть все будет хорошо!

— Невероятно сложный 2020 год — не повод терять оптимизм, подвел итоги Сергей Капков в беседе после окончания вечера. — Несмотря на все перипетии, реанимация российской мультипликации не нужна, а вот всесторонняя поддержка — всегда будет кстати.

Всем надоело сидеть дома, поэтому шестому «Икару» мультсообщество было радо вдвойне. Тема с пандемией еще прозвучит в сюжетах фильмов ближайшие годы, уверен, за это возьмутся сценаристы и режиссеры. Радует одно — качество авторской анимации в России всегда оставалось на высоте, и сегодня мы в очередной раз увидели подтверждение этому.

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button